Гениальная группа, хоть и не чистый хард-рок.
Текст не мой, но я с ним полностью согдасен.
"Если я скажу, что Wishbone Ash - недооцененная группа, то буду и прав и неправ. Для специалистов и коллег значимость WA никогда не подвергалась сомнению. Их новаторские для своего времени альбомы - гармоничная смесь хард - рока, фолка, прога и даже арт - рока стали образцом для подражания и копирования, а иногда и прямого плагиата. В своё время где то на просторах интернета попадался мне список "самых обворованных" (по части музыкальных идей) групп и помнится WA стояли там на первом месте. Так что со стороны коллег уж точно недооценки не было:-). Критики хвалили их в начале 70х, как мало кого ещё. Был и определённый коммерческий успех (даже в США) и довольно высокие места в чартах и одно время (недолгое, правда) даже стадионные концерты... Но всё это ни в какое сравнение не идёт с успехом британского "триумвирата" (LZ/DP/BS), с которым WA постоянно сравнивали на родине (в Америке дело обстояло несколько иначе). Триумвират и сейчас безоговорочно царит в умах, а про WA уже почти забыли. И напрасно... Зря недооценивают. По многим критериям WA не уступают ни одной из групп "триумвирата" - профессиональное мастерство инструменталистов никак не ниже, изобретательность в композиционном плане - даже повыше, чем у некоторых (не стану показывать пальцем:-), умение работать в студии - WA вряд ли кому уступали в этом, они были абсолютными перфекционистами и работаголиками, когда дело касалось записи альбома.
Но не было в репертуаре группы убойных, легко запоминающихся хитов, не было впечатляющего сценического шоу и харизматичного франтмена уровня Планта, Оззи или Гиллана, явно проигрывал на фоне блестящего мастерства инструменталистов не очень яркий по тембру и интонационно бедный вокал (особенно в концертном исполнении). Слабость своего вокала сами участники знали лучше других - Мартин Тёрнер говорил: "Пятым музыкантом является наш звукооператор. С его помощью со сцены замечательно звучит то, что в чистом виде напоминает предсмертный крик обезглавленной курицы". Эту слабость WA пытались закамуфлировать удобными для певца и в тоже время эффектными гармониями, вокальными раскладками на 2 или 3 голоса в духе Uriah Heep, но всё же - если в медленных фолк - балладах голос Мартина Тёрнера (основного певца группы) был на уровне, то в энергичных "хардовых" номерах - там, где требовалась мощная вокальная атака, недостатки в этом компоненте были очевидны... Так что причины по которым WA не добились сверхпопулярности ясны:
1. Нет хитов значит нет постоянной ротации на радио и напоминаний о своём существовании - наплевать массовому слушателю на изысканность и глубину композиций. Публике песни для караоке нужны.
2. Нет шоу значит нет праздной толпы жаждущей развлечений на концертах. Одни гурманы и ценители, которых никогда не бывает много.
3. Нет яркого (желательно скандального) лидера значит нет фанатеющих от него мальчиков и (особенно) девочек, нет интереса со стороны масс - медиа (особенно жёлтой её части). Только заумные статьи в специальных изданиях и упоминания в справочниках.
4. Нет мощного вокала значит нет лёгкости в восприятии материала. Инструментальное мастерство далеко не все способны оценить, а яркий и сильный голос запоминается и цепляет мгновенно. Холдера и Маккафферти знают все и узнают сразу, а ведь Назарет и Слейд (при всей моей симпатии к ним) в музыкальном плане отнюдь не конкуренты рафинированным эстетам из Вишбон Эш.
Вишбон Эш интересовала только музыка и никакие внешние атрибуты "рок - звёзд" к ним не вязались. Они были слишком интеллигентны для этого и время, которое многие их друзья/соперники тратили на публичные скандалы и светские тусовки, Ash предпочитали проводить в студии. Они были "слишком музыканты" для того, чтобы увешивать себя всем этим звёздным конфетти в угоду массовому вкусу. Клоунов из них никак не получалось - возможно не хватало артистизма, но скорее просто не было желания.
Но для тех, кого интересует музыка, а не окружающая её мыльная пена, все эти "недостатки" не имеют никакого значения в сравнении с многочисленными музыкальными достоинствами WA. О некоторых из этих достоинств я уже упомянул выше, Но на одном хочу остановиться чуть поподробнее сейчас. Это их "фирменный знак" - наличие в составе двух соло - гитаристов.
Можно спорить о приоритете на открытие этой музыкальной особенности - за океаном такой приём уже использовали к тому времени the Allman Brothers Band, дебютировавшие на пару лет раньше WA, в Англии были Yardbirds с Джеффом Беком и Джимми Пейджем в составе и вообще 2 гитариста в группе были обычным делом - Битлз, Стоунз, Грейтфул Дэд, Степпенвулф и многие другие знаменитые группы имели в своём составе по 2 гитариста, а некоторые (Byrds, CSN & Y, Jefferson Airplane - к примеру) - даже по три и более!
Но в случае с WA речь идёт о двух именно СОЛО - гитаристах. Равноправных и, зачастую - играющих соло одновременно. К тому же - соло - гитаристах экстра - класса. И в этом WA были первопроходцами всё - таки. Yardbirds с Беком и Пейджем просуществовали всего несколько месяцев и не оставили в таком составе практически никаких следов на аудионосителях, да и Пейдж поначалу играл в Yardbirds на бас - гитаре, так что о них в этом смысле говорить всерьёз не приходится. В the Allman Br. B. хоть и были 2 соло - гитариста, но ведущая роль в их тандеме уникального Дюэйна Оллмана была неоспорима, так что о равноправии тоже речи не идёт. А об остальных и вовсе говорить нечего, там существовало довольно строгое деление по функциям ритм и соло. Так что, пожалуй, правильно будет признать, что Вишбон Эш первыми стали осваивать новый звук - две электрогитары одновременно играющие соло. Идея носилась в воздухе, она уже созрела к началу 70х и не могла не реализоваться - это было время расцвета популярности рок - музыки и во многом эта популярность была обусловлена появлением гитарных героев - Хендрикса, Таунзенда, Клаптона. Фигура рок - гитариста вышла на первый план и становилась культовой, тысячи подростков бредили гитарой, новые гитарные звёзды зажигались на рок - небосклоне чуть ли ни каждую неделю, огромное количество начинающих музыкантов откликалось на любое объявление в газете о поиске электрогитариста для рок - группы и рано или поздно такое изобилие персонажей на рынке гитаристов должно было привести к появлению нового музыкального приёма. Надо было только сообразить и решиться на эксперимент. Вот WA и решились.
Получилось всё вроде бы случайно основатели группы - музыканты распавшегося на тот момент состава Empty Vessels басист Мартин Тёрнер (Martin Turner) и барабанщик Стив Аптон (Steve Upton) изначально хотели создать традиционную по формату хард - роковую группу с клавишником и соло - гитаристом в составе, но на объявление о поиске гитариста, напечатанное в Мелоди Мейкер пришло огромное количество претендентов и двое из них так понравились, что выбрать было невозможно - оставили обоих. На клавишника уже просто не хватало финансов и решено было попробовать в таком составе - с двумя соло - гитаристами (ведь обоих брали именно, как соло). И надо сказать, что Энди Пауэлл (Andy Powell) и Тед Тёрнер (Ted Turner) подходили к этой роли, как нельзя лучше - 19 летний Энди уже успел профессионально поработать в Sugar Band и Dekois, исповедовавших соул, работа в них дала ему опыт сотрудничества с духовой групппой, который очень пригодился в создании сдвоенной гитарной техники. Его ровесник - Тед не имел профессионального опыта, но быстро увлёкся идеей и оказался на редкость гибким и азартным ко всему новому музыкантом, прогрессируя буквально на глазах... Они пОтом и сбитыми в мясо пальцами многочасовых джемов в поиске нового звука создали то, что называется теперь "сдвоенная соло - гитара".
К третьему альбому, о котором собственно и пойдёт речь ниже (после моего затянувшегося предисловия) стиль группы выкристаллизовался окончательно и во всей своей красе - гитарная двойка уже чувствавала себя уверенно, работала изобретательно и мощно. Ни одна группа в мире на тот момент не могла похвастать такой эффектной гитарной краской в своей музыкальной палитре. За развитием удивитильных гитарных соло, дополняющих друг другах, спорящих между собой, переплетающихся и уходящих в разные мелодические стороны следить было так же увлекательно и интересно, как смотреть хичкоковский триллер. Выучив уже казалось бы наизусть каждую ноту в этих соло, я каждый раз снова окунаюсь в их гитарный водоворот с головой и интерес нисколько не ослабел за четверть века. Очень немногие из пластинок того же "триумвирата" (единицы из обширных и легендарных катологов LZ/DP/BS) вызывают у меня схожий интерес до сих пор... Но было бы неправильно думать, что WA чисто "гитарная группа" - вовсе нет. Ещё одна фишка Эшей в том, что они изначально задумывались, как группа без лидера, где каждый инструмент важен и его роль в общем саунде равноправна со всеми дургими. Это не просто декларация, это - Вишбон Эш! Тут необходимо сказать пару слов о ритм -секции. Если самой группе Вишбон Эш и их гитарной связке всё таки достались какие то лучики славы и признания - они регулярно упоминаются до сих пор в многочисленных списках, опросах, в интервью других музыкантов и рецензиях на чужие альбомы - "новаторы", "суперпрофессионалы", "предтечи", "эталон вкуса" и т.п. То Мартин Тёрнер и Стив Аптон совершенно незаслуженно обойдены даже этими лучиками. Бас - гитарист и барабанщик из первой десятки рок - инструменталистов - они всегда бывают обойдены вниманием даже в рецензиях на собственные альбомы. Что уж тут говорить о "списках" и "опросах
Особенно советую послушать первые четыре альбома с 1970 по 1973 годы